Утверждаю

Директор МБОУ СОШ «№62

г. Воронежа

___________________

Горячев А.М.

22.03.2012 г

Положение о библиотеке муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №62

г. Воронежа

 

1. Общие положения

1.1. Деятельность библиотеки организуется и осуществляется в
соответствии с российскими культурными и образовательными
традициями, а также со сложившимся в обществе идеологическим
и политическим многообразием. Она отражается в уставе
общеобразовательного учреждения. образовательная
и просветительная функции библиотеки базируются на
максимальном использовании достижений общечеловеческой
культуры, детям гарантируется защита от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио-видеопродукции, пропагандирующей насилие, жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

1.2. Библиотека школы, являющаяся ее структурным
подразделением, обладает фондом разнообразной литературы,
которая предоставляется во временное пользование физическим и
юридическим лицам. Библиотека способствует формированию
культуры личности учащихся и позволяет повысить
эффективность информационного обслуживания учебно-
воспитательного процесса.

1.3. Библиотека доступна и бесплатна для читателей: учащихся,
учителей и других работников общеобразовательного учреждения.
Удовлетворяет также запросы родителей на литературу и
информацию по педагогике и образованию с учетом имеющихся
возможностей.

1.4. Государственная или иная цензура в деятельности библиотек не
допускается.

1.5. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой
библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их
представления библиотеками определяются в правилах
пользования библиотекой.

1.6. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации и исполнительных органов
субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего
органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения.

1.7.        Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

1.8.        Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и Правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения.

1.9.  Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

1.10. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

2. Цели библиотек.

2.1.  Формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе.

2.2.        Создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

3. Задачи библиотек.

3.1.  Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно- библиографического обслуживания учащихся, педагогов и родителей учащихся.

3.2.  Формирование у читателей навыков независимого
библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

3.3.  Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования оргтехники и компьютеризации библиотечно- информационных процессов.

4. Базисные функции библиотеки.

4.1. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе. Основные функции библиотеки – образовательная, информационная.

4.2.  Формирование библиотечного фонда осуществляется с учетом ограничений, закрепленных в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Федерального закона «О противодействии экстремисткой деятельности», в соответствии с образовательными программами общеобразовательного учреждения. Библиотека комплектует универсальный по отраслевому составу фонд: учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников; профессиональной литературы для библиотечных работников. Фонд
комплектуется литературой на русском языке. Запрещается распространение экстремистких материалов, их производство или хранение в целях распространения, а также распространение информации, которая направлена на пропаганду войны.

4.3.  Обслуживание читателей на абонемент, в читальном зале и по
межбиблиотечному абонементу.

4.4.  Ведение справочно-библиографического аппарата с учетом
возрастных особенностей читателей: каталогов и карточек на
традиционных и машиночитаемых носителях, справочно- информационного фонда. Информационно-библиографическое
обслуживание учащихся, педагогов, родителей, консультирование
читателей при поиске и выборе книг, проведение с учащимися
занятий по основам библиотечно-информационному чтению,
привитие навыков и умения поиска информации.

4.5.  Оказание информационной поддержки в решении задач, возникающих
в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой
деятельности.

4.6.  Организация массовых мероприятий, ориентированных на развитие
общей и читательской культуры личности, содействует развития
критического мышления.

4.7.  Содействие членам педагогического коллектива и администрации
учреждения в организации образовательного процесса.

4.8.  Организация дифференцированного, персонифицированного
обслуживания читателей с максимальным учетом интересов
пользователя. Обслуживание читателей, нуждающихся в
литературе в каникулярное время.

4.9.Библиотечно-информационное обслуживание с учетом специфики учебного заведения и запросов читателей. Ведение необходимой документами по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.

4.10. Выявление информационных потребностей и удовлетворение
запросов в области педагогических инноваций и новых технологий.

4.11. Популяризация литературы с помощью индивидуальных,
групповых и массовых форм работы (бесед, выставок,
библиографических образов, обсуждений книг, читательских
конференций, литературных вечеров, викторин и др.)
Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их
самообразования и профессионального образования.

4.12.Способствует проведению занятий по формированию информационной культуры, является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами.

4.13.    Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического
режима и благоприятных условий для обслуживания читателей.

4.14.    Участие в работе ведомственных (межведомственных)
библиотечно-информационных объединений, взаимодействие с
библиотеками региона с целью эффективного использования
библиотечных ресурсов.

4.15.    Исключение из библиотечного фонда, перераспределение и
реализация непрофильной и излишней (дублетной) литературы в
соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Организация в установленном порядке продажи списанных из
основного и учебного фондов книг и учебников.

4.16.    Систематическое информирование читателей о деятельности
библиотеки.

4.17.    Выполнение на коммерческой (договорной) основе
дополнительных библиотечно-информационных услуг.

4.18.    Формирование библиотечного актива, привлечение читателей
(в т.ч. учащихся) к управлению библиотекой, их участие в работе
совещательного органа - библиотечного совета и актива
читателей.

4.19.    Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности
библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников
осуществляется в отдельном помещении.

4.20.    Организация работы по сохранности библиотечного фонда.

5. Организация и управление, штаты.

5.1.         Основное условие открытия библиотеки - это наличие
первоначального фонда, стабильного источника финансирования для
комплектования литературы, штатной единицы, ответственной за
сохранность фонда и обслуживания читателей, а также
соответствующих санитарным нормам помещения и
оборудования.

5.2.         Руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью
осуществляет директор общеобразовательного учреждения,
который утверждает нормативные и технологические документы,
планы и отчеты о работе библиотеки и, в первую очередь, за
комплектование и сохранность ее фонда, а также создание
комфортной среды для читателей.

5.3. Ряд функций управления библиотекой делегируются директором общеобразовательного учреждения штатному работнику библиотеки (заведующему).

5.4. За организацию работы и результаты деятельности библиотеки отвечает заведующий библиотекой , который является членом педагогического коллектива, входит в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.

5.5. Библиотека составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на педагогическом совете и утверждаются директором общеобразовательного учреждения. Годовой план библиотеки является частью общего годового плана учебно-воспитательной работы общеобразовательного учреждения. 5.6. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, образовательное учреждение обеспечивает библиотеку:

  гарантированным финансированием комплектования библиотечно-
информационных ресурсов смете учреждения выводится
отдельно); необходимыми служебными и производственными
помещениями в соответствии со структурой библиотеки и
нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров
(отсутствие высокой влажности, запыленности помещения,
коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в
соответствии с положениями СанПиН;

  современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и
копировально-множительной техникой и необходимыми
программными продуктами;

  ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования
библиотеки;

  библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

5.7.График работы библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы общеобразовательного учреждения, а также правилами внутреннего трудового распорядка. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение внутрибиблиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день, в который библиотека не обслуживает читателей.

5.8.         Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет
руководитель общеобразовательного учреждения.

5.9.Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который несет ответственность в пределах своей
компетенции перед обществом и руководителем
общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями
(иными законными представителями) за организацию и результаты
деятельности библиотеки в соответствии с функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного
учреждения.

5.10.    Заведующий библиотекой назначается
руководителем общеобразовательного учреждения, может являться
членом педагогического коллектива и входить в состав педа­-
гогического совета общеобразовательного учреждения.

5.11.    Методическое сопровождение деятельности библиотеки системы переподготовки и повышения квалификации, регионального информационного центра.

5.12. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:

а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;

б) планово-отчетную документацию;

5.13.    Порядок комплектования штата библиотеки общеобразовательного
учреждения регламентируется его уставом.

5.14.    Штаты библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и
надбавки к должностным окладам, устанавливаются в
соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, должны удовлетворять требования соответствующих квалификационных характеристик и обязаны
выполнять Типовое положение об общеобразовательном
учреждении и Положение о Библиотеке.

5.15.    На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям
квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности, подтвержденную документами об образовании и (или)
квалификации.

5.16.    Работники библиотек могут осуществлять педагогическую
деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и пе-­
дагогической деятельности осуществляется работником библиотеки
только на добровольной основе.

5.17.    Трудовые отношения работников библиотеки и общеоб­-
разовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия
которого не должны противоречить законодательству Российской
Федерации о труде.

6. Права, обязанности и ответственность.

6.1. Библиотеки имеют право:

6.1.1. Разрабатывать правила пользования библиотекой и другую
регламентирующую документацию.

6.2. Библиотечные работники имеют право:

6.2.1. Участвовать в управлении общеобразовательным учреждением

6.2.2. На свободный доступ к информации, связанной с решением
поставленных перед библиотекой задач: к образовательным
программам, учебным планам, планам работы общеобразовательного учреждения и его структурных
подразделений.

6.2.3. На поддержку со стороны региональных органов образования
и администрации школы в деле организации повышения
квалификации работников библиотек и создания необходимых
условий для его самообразования, а также для обеспечения его
участия в работе методических объединений библиотечных
работников, в научных конференциях, совещаниях и семинарах по
вопросам библиотечно-информационной работы.

6.2.4. На участие в работе в общественных организациях.

6.2.5. На аттестацию согласно порядку, изложенному в
соответствующих нормативных актах Правительства Российской
Федерации.

6.2.6. На дополнительную оплату труда, предусмотренную
законодательством.

6.2.7. Вносить предложения руководителю образовательного
учреждения при совершенствовании оплаты труда, в том числе
надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за
дополнительную работу, не входящую в круг основных
обязанностей работников библиотеки; по компенсационным
мероприятиям, связанным с вредным условием труда (библиотечная
пыль, превышение норматива работы на компьютере).

6.2.8. На ежегодный отпуска в 24 рабочих дня и на дополнительный
оплачиваемый отпуск (до 12 рабочих дней) в соответствии с
коллективным договором между работниками и руководством.

6.2.9. На представление к различным формам поощрения, наградам и
знакам отличия, предусмотренным для работников образования и
культуры.

6.3. Библиотечный работник несет ответственность за:

6.3.1. Соблюдение трудовых отношений, регламентируемых
законодательством РФ о труде и коллективным договором
данного общеобразовательного учреждения.

6.3.2. Выполнение функций, предусмотренных настоящим
Положением.

6.3.3. Сохранность библиотечных фондов в порядке предусмотренном
действующим законодательством.

7. Права и обязанности пользователей библиотеки.

7.1. Пользователи библиотеки имеют право:

а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников


информации;

г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания;

д) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

е) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения.

7.2. Пользователи библиотеки обязаны:

а) соблюдать правила пользования библиотекой;

б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся1-4 классов);

ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

з) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.

7.3. Порядок пользования библиотекой:

а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту;

б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

в) документом, подтверждающим право пользования
библиотекой, является читательский формуляр;

г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

7.4. Порядок пользования абонементом:

а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных
изданий не более двух документов одновременно;

б) максимальные сроки пользования документами:
— учебники, учебные пособия — учебный год;

— научно – популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц;

 


— периодические издания, издания повышенного спроса— 15

дней;

в) пользователи могут продлить срок пользования документами,

если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 7.5. Порядок пользования читальным залом:

а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в
единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.

Письмо Департамента общего и дошкольного образования

Министерства образования РФ № 14-51-70/13 от 23.03.04

Приказ от 01.03.04 № 936 «О реализации решения коллегии

Министерства образования России от 10.02.04 2/2 «Об

основных направлениях совершенствования деятельности

библиотек учреждений общего образования Российской

Федерации»

В.О. № 9 2004 г.